Старый свет отбил сокровища у Нового

Испания смогла доказать свое право на 17 тонн драгоценностей, поднятых со дна моря. Судебная битва с американской компанией, занимающейся поиском затонувших кораблей, длилась несколько лет. Искатели артефактов, потратившие на поднятие судна и хранение добычи 2,6 млн долларов, требуют у дефолтной страны компенсации, пока безуспешно.

В субботу с базы ВВС во Флориде вылетели два военных самолета Королевства Испания. На их борту были 17 тонн монет и других сокровищ, поднятых с фрегата Nuestra Senora de las Mercedes, потопленного в 1804 году в Гибралтарском проливе во время боя с англичанами.

594 тысячи серебряных монет, упакованные в белые пластмассовые ведра, грузились на борт под присмотром посла Испании в США Хорхе Дескальяра де Масара. Для него это была миссия особой важности — несколько лет Испания билась в судах за груз с американской частной компанией, поднявшей сокровища.

«Это история, а мы — свидетели той битвы, что произошла 200 лет назад», — заявил де Масар. Власти Испании, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в стране, не намерены продавать монеты. «Это не деньги, а историческое наследие», — заявил посол.

На сокровища стоимостью в $500 млн претендовала американская исследовательская компания Odyssey Marine Exploration, поднявшая драгоценный груз.

Она специализируются на подводной археологии и поднятии затонувших кораблей по всему миру. Американцы тщательно выбрали объект для исследований — Nuestra Senora de las Mercedes лежала на большой глубине, что исключило попытки разграбления. И главное — документы на сокровища были утеряны, что обычно позволяет избежать судебного процесса.

Однако в случае с испанским фрегатом у американцев все-таки возникли проблемы: Испания внимательно следила за работами в Гибралтарском проливе, которые проходили в тайне от общественности, а затем, когда ящики с серебром были подняты на поверхность, подала иск.

В мае 2007 года исследователи перевезли добычу на склад в городе Тампа во Флориде и начали готовиться к судебному процессу.

Международные законы защищают военные корабли, каким и был Mercedes, от искателей сокровищ.

Однако юристы Odyssey Marine Exploration заявили в суде, что у них нет подтверждений, что перед ними именно этот фрегат — обшивка судна не сохранилась.

В качестве доказательств они предоставили подводную съемку, на которой видны лишь отдельные обломки. В свою очередь испанцы поднимали хроники и говорили об историческом наследии.

Охотники за сокровищами, не раз заявлявшие о своих хороших связях с политиками, на этот раз проиграли во всех инстанциях. Это дало бизнесменам повод раскритиковать правительство США, обвинив его в нелояльности к родным бизнесменам.

В спор между кладоискателями и Испанией попытались вклиниться власти Перу.

Еще в 2009 году из Лимы в суд Тампы пришел запрос с требованием предоставить им документы о поднятом грузе, поскольку монеты были изготовлены именно в Перу из серебра, добытого в Андах. Это позволило латиноамериканской стране оспорить право Испании на владение сокровищ. Представители королевства, первоначально соглашавшиеся поделиться с бывшей колонией, в итоге отказались от этой идеи.

23 февраля 2012 года, уже после окончательного решения суда о передаче клада Испании, юристы Перу направили срочную апелляцию в Верховный суд США с требованием остановить отправку груза и дать возможность подготовить документы для обжалования. Каково было решение суда, не сообщается, но никто не пытался задержать вылет испанских самолетов.

В настоящий момент представители Odyssey Marine Exploration надеются получить от правительства Испании компенсацию.

Они говорят о затратах в $2,6 млн, из которых $413 тыс. стоило хранение груза на складе.

Испанцы ранее заявляли, что не намерены платить компенсацию — по их словам, исследователи, доставая сокровища, сильно повредили ценные останки фрегата. Впрочем, дипломаты добавляли, что правительство европейской страны было бы не прочь сотрудничать с американцами, так как у берегов Испании лежит значительное число затонувших кораблей, а Odyssey Marine Exploration является признанным мировым лидером по поднятию подобных судов.

Впрочем, охотники за сокровищами предпочитают сотрудничать с властями Великобритании, которые согласны на 20% от найденных сокровищ. В частности, в конце октября 2011 года американцы подняли со дна Атлантического океана 200 тонн серебряных слитков общей стоимостью $237 млн, находившихся на борту затонувшего британского парохода SS Gairsoppa. По договору с Лондоном, 80% груза отойдет бизнесменам-исследователям, а остальное получат британские музеи.

Автор: Анастасия Берсенева




Отзывов 0    Просмотров