Одной из функций клеток нейроглии оказалась регуляция активности нейронов головного мозга.
Принято считать, что глиальные клетки нервной системы выполняют чисто вспомогательную функцию. Нейроны проводят электрохимический импульс, служат, так сказать, проводами, а глиальные клетки — это что-то вроде опоры линии электропередачи. Глия питает нейроны, служит для них структурной опорой, выполняет иммунные функции.
Однако учёные из Тель-Авивского университета (Израиль) утверждают, что у глиальных клеток гораздо больше обязанностей, по крайней мере в головном мозге.
Глиальные клетки особенно многочисленны в гиппокампе и коре больших полушарий — зонах мозга, ответственных за память и прочие высшие когнитивные функции. Соотношение клеток глии и нейронов здесь достигает пяти к одному. Учитывая данные об активности нейронов в гиппокампе и коре, исследователи разработали компьютерную модель, в которой нашлось место для такого избытка глиальных клеток. По этой модели выходит, что нейроглия нужна для регуляции активности нейронов. Клетки глии служат кем-то вроде модераторов, диспетчеров, которые решают, какое сообщение пропустить в том или ином направлении. Они работают в месте синапсов, тормозя их активность, если нейронная цепь «перегревается», или, наоборот, подстёгивают работу нейронов, если те начинают не вовремя и не к месту засыпать.
Свои результаты учёные опубликовали на сайте PLoS Computational Biology.
Получается, что эти клетки-няньки не просто следят за самочувствием нейронов, но ещё и в чём-то организуют их работу, оптимизируя таким образом процессы обучения и запоминания. По словам авторов, разработанную ими модель уже удалось подтвердить в двух независимых экспериментальных исследованиях.
Возможно, это заставит по-новому взглянуть на природу некоторых психоневрологических заболеваний. Например, «припадочная» активность нейронов при эпилепсии может быть вызвана тем, что вышли из строя их няньки-контролёры, глиальные клетки. Следовательно, их и надо будет лечить в первую очередь.