При нижегородском соборе Александра Невского открылась уникальная мастерская по реставрации икон и церковной живописи. Подобных мастерских в России — по пальцам пересчитать, в Нижегородской области она и вовсе одна.
— Эта икона прибыла к нам из Городца. Икона начала XIX века, высокого художественного уровня, но требует восстановления, — даже разговаривая с журналистами, художник-реставратор Александр Макаров не выпускает из рук кисточку.
Процесс восстановления икон — долгий и кропотливый, он может занимать от месяца до нескольких лет. Не случайно его даже сравнивают с лечением больного человека, а саму работу реставратора — с врачебным делом.
Все работы ведутся по традиционным технологиям, проверенным веками: грунт укрепляют осетровым клеем, красочный слой восстанавливают темперными красками. Тут требуются и мастерство, и терпение. Наверно, поэтому специальность реставратора икон в наше время чрезвычайно редка. В самом Нижнем наберётся от силы горстка людей, владеющих этим искусством.
Для работы в новой мастерской пришлось привлекать специалистов из Северной столицы. Теперь в Нижнем обосновались пять аттестованных реставраторов из Санкт-Петербурга. Все они — выпускники Российской академии художеств и теперь будут учить нижегородских студентов.
— На иконописном отделении Нижегородского православного женского духовного училища открылось новое направление — реставрация иконописи и стенописи, где готовят специалистов соответствующего профиля, — рассказывает старший реставратор иконописной мастерской Алёна Макарова. — Девушки будут заниматься и у нас. Думаю, со временем вырастет хорошая смена реставраторов.
В епархии не скрывают: реставрационная мастерская при соборе Александра Невского в первую очередь будет обслуживать церковь. В храмах Нижнего Новгорода и особенно Нижегородской области наберётся несколько сотен, а то и тысяч икон, требующих художественного воскрешения.
Однако обращаться в мастерскую могут и миряне. Цена за услуги реставраторов пока не назначена.
— Будем разбираться с каждым случаем отдельно, — уклончиво отвечают в мастерской. Но не скрывают: усилия реставраторов могут влететь в копеечку. Дороги и материалы, и сама работа специалистов. Несмотря на то что особых различий между реставрацией картин и икон нет, привести в порядок вторые всё-таки сложнее. Во многом это связано с тем, что с доской работать труднее, чем с холстом. Примешивается реставрация не только самого изображения, но и основы, на которую оно нанесено.
— Появление в Нижнем Новгороде реставрационной мастерской большое событие с точки зрения сохранения культурного наследия нашей иконописи, — уверен архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. — В будущем мы планируем открыть подобные мастерские и в других городах Нижегородской области. В частности, в Арзамасе и где-нибудь на севере региона, чтобы не возить иконы далеко.