С.-ПЕТЕРБУРГ, 6 фев — РИА Новости, Анна Юдина. Работа атомных ледоколов на Северном морском пути (СМП) будет нужна, даже если в результате изменения климата льды будут полностью исчезать из Арктики в летний период, считает заведующий отделом взаимодействия океана и атмосферы Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Генрих Алексеев.
«Есть модели, предсказывающие полное отступление льдов в Арктике — по мере развития (глобального) потепления, летом или в сентябре, когда наблюдается традиционный минимум льда на трассах СМП. По разным подсчетам, это может случиться к 2030 году. Но это только с учетом антропогенного фактора. И, в любом случае, зимой, весной и осенью лед в Арктике будет. Если говорить о продлении навигации, тем более, о круглогодичной, то тут без атомных ледоколов не обойтись. И Россия — единственная страна, которая ими обладает», — рассказал Алексеев РИА Новости.
Период свободной навигации на Севморпути действительно может удлиниться, отметил Алексеев. Сейчас это полтора-два месяца (август-сентябрь), когда можно достаточно свободно плавать без ледоколов, но и то не всегда — в отдельные периоды массивы достаточно тяжелых льдов могут опускаться с высоких широт до побережья и перекрывать морские пути.
«Так было в 2007 году, когда, несмотря на минимальное количество льда, пролив Вилькицкого (между полуостровом Таймыр и архипелагом Северная Земля — ред.) был перекрыт мощным ледовым “языком”. И работа ледокола там была нужна», — напомнил Алексеев.
Сейчас судоходство ограничено, в основном, западной частью СМП — от Ямала и Енисейского залива до Мурманска, сказал ученый. В случае, если ледовая обстановка в Арктике станет не такой тяжелой, как сейчас, суда смогут двигаться по более высоким широтам, минуя, например, пролив Вилькицкого.
«Севморпуть более выгоден для транспортировок, но его использование связано с рядом неудобств для судовладельцев. Там необходима навигационная поддержка, ледокольная проводка, так что пока не ясно, какие сценарии развития будут там реализованы через несколько лет», — сказал Алексеев.
Северный морской путь — кратчайший путь между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Для эталонного маршрута Роттердам-Йокогама при следовании через Индийский океан расстояние составляет 11,2 тысячи морских миль. При следовании по Северному морскому пути расстояние сокращается на 3,9 тысячи морских миль или на 34%. Это уменьшает время в пути до 20 с 33 суток и, соответственно, снижает стоимость доставки грузов. Потенциальный грузопоток Севморпути оценивается в 50 миллионов тонн в год.
Первый в 2011 году транзит танкера Perseverance с газоконденсатом по Севморпути начался 29 июня и длился 15 суток. Следующим стал танкер Heritage, который прошел по Севморпути всего за восемь суток при помощи атомного ледокола «Вайгач».
Позднее крупнотоннажный танкер «Владимир Тихонов» с газоконденсатом дедвейтом более 162 тысяч тонн прошел Северным морским путем (СМП) в сопровождении атомоходов в рекордно короткий срок — семь с половиной суток. Это самый большой танкер-гигант, проведенный атомоходами по СМП, за всю историю атомного ледокольного флота России.
Всего в 2011 году атомные ледоколы провели по СМП 30 судов с 816 тысячами тонн различных грузов. В этом году транзитный грузопоток на СМП, по прогнозам Росатомфлота, перевалит за миллион тонн.
Ремонтно-технологическое предприятие РТП «Атомфлот» было создано в 1960 году. В 2008 году имущественный комплекс предприятия был передан госкорпорации «Росатом». В состав современного атомного флота России входят четыре двухреакторных ледокола («Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы»), два однореакторных мелкоосадочных ледокола «Таймыр» и «Вайгач», атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть», а также пять плавучих технических баз обслуживания. Длина самого большого в мире линейного атомного ледокола «50 лет Победы» составляет около 160 метров, ширина — 30 метров, осадка — 11 метров.