» » Обнаружена «прямоугольная» галактика

Обнаружена «прямоугольная» галактика

Карликовая галактика LEDA 074886 расположена в группе 250 карликовых галактик в созвездии Эридан и находится на расстоянии около 70 млн лет от Земли.

Группа астрономов из Австралии, Германии, Швейцарии и Финляндии описала галактику, имеющую редкую прямоугольную форму. Исследователи сравнивают её с огранённым изумрудом.

Как известно, большинство галактик во Вселенной вокруг нас существует в одной из трёх форм: сфероидальной, дискообразной и неправильной. «Прямоугольная галактика просто не должна была существовать, — подчёркивает соавтор Алистер Грэм из Суинбернского технологического университета (Австралия). — Точнее никто не мог ожидать, что такое чудо существует. Это напоминает мне Пизанскую башню или экзотические биологические виды, которые, на первый взгляд, бросают вызов законам природы».

Необычная галактика была обнаружена на изображении, полученном японским телескопом «Субару», суинбернским астрофизиком Ли Спитлером. Конечно же, совершенно случайно.

Астрономы посчитали маловероятным, что галактика имеет форму куба или параллелепипеда. Скорее всего, это вспученный диск или короткий цилиндр.

Действительно, дальнейшие наблюдения, проведённые гавайской обсерваторией им. Кека показали, что в центре галактики скрывается быстро вращающийся тонкий диск с боковой ориентацией. Наиболее внешний край диска, который удалось измерить, движется со скоростью около 30 тыс. м/с.

«Возможно, это результат столкновения двух спиральных галактик, — считает Дункан Форбс из Суинберна. — Звёзды этих галактик были разбросаны по большим орбитам, из-за чего и возникла форма огранённого изумруда, а газ опустился в среднюю плоскость, где он конденсировался в новые звёзды и наблюдаемый нами диск». Вероятно, через 3 млрд лет, когда Млечный Путь столкнётся с туманностью Андромеды, далёкому наблюдателю итог представится именно таким.

Несмотря на кажущуюся уникальность, астрономы смогли почерпнуть из находки полезную информацию. Внешние прямоугольные формы чем-то напоминает результаты моделирования слияния галактик без производства новых звёзд, а дископодобная структура сравнима с данными компьютерных моделей, учитывающих звездообразование.

«Одна из причин, по которым эту галактику было трудно найти, заключается в том, что там в 50 раз меньше звёзд, чем во Млечном Пути, — резюмирует г-н Грэм. — Плюс расстояние». Масса галактики оценивается всего в 10 млрд солнечных.

Результаты исследования будут опубликованы в Astrophysical Journal. Препринт статьи выложен на сайте ArXiv.org.

Подготовлено по материалам Суинбернского технологического университета и Technology Review.