Согласно поправкам в Семейный кодекс, родители приемных детей теперь должны будут проходить обязательную психологическую и юридическую подготовку в органах опеки.
Ежегодно в детские дома возвращаются 5-7 тысяч детей из 11 тысяч усыновленных. Виной тому – неспособность приемных родителей найти подход к усыновленным.
Поможет ли подготовка родителей решить эту проблему, ведущие «Утра России» спросили у заместителя председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Екатерины Семеновой.
По ее словам, поправки в Семейный кодекс вступают в силу 1 сентября. Они предполагают, что прежде, чем усыновить ребенка, потенциальные родители теперь будут проходить специальные курсы. «Это некий фильтр – для блага самих же родителей и детей, чтобы не было таких огромных возвратов в детдома. Потому что это большая психологическая травма, которая, как показывает практика, вызывает в большинстве случаев необратимые процессы. В том числе, и возможные суициды среди сирот», – рассказала депутат.
Она отметила, что курсы для родителей нужны, в первую очередь, для того, чтобы взрослые могли определиться: готовы ли они на самом деле усыновить ребенка, насколько они готовы взять в семью разновозрастных детей. «Во многих регионах органы опеки уже организовали такие курсы. Они уже работают. Например, в Москве на первой стадии обучения 10-15% потенциальных родителей принимают обратное решение», – сообщила Екатерина Семенова.
Она добавила, что проходить эти курсы должны будут не все. Когда ребенка усыновляют отчим или мачеха, близкие родственники – для них это обучение не обязательно, они ведь уже некоторое время общались с ребенком. Тем же, кто его пройдет, по окончании выдадут специальный сертификат. Если у усыновителей не будет такого сертификата – это основание для органов опеки отказать им в усыновлении.
Семенова отметила, что по сравнению с прошлыми годами, усыновителей в стране стало больше. И все же, по мнению депутата, эта норма не решит проблему сиротства в России. Однако она поможет отсеять тех, кто хочет взять ребенка в семью из меркантильных соображений.