» » Изменения в сроках развития сыграли решающую роль в переходе от динозавров к птицам

Международная группа исследователей показала, что современные птицы являются, по сути, недоразвитыми динозаврами — их черепа удивительно похожи на «котелки» молодняка гигантских ящеров.

Сомнений в том, что птицы — потомки тероподов, практически нет. Но бросается в глаза явное несходство черепов: у динозавров они вытянуты, рот полон зубов, тогда как у птиц больше относительный объём мозга и размер глаз.

Дабы составить наиболее полную картину различий и сходства, исследователи с помощью компьютерных томографов отсканировали десятки черепов, начиная от современных птиц до тероподов и ранних видов динозавров вплоть до архозавров, живших 250 млн лет назад.

Учёные обратили внимание на то, что череп динозавров сильно менялся по мере взросления, тогда как черепа юных и взрослых птиц практически идентичны.

Вывод: эволюция птиц стала результатом изменений в развитии динозавров. У многих динозавров на достижение половой зрелости уходили годы, тогда как некоторым птицам достаточно всего лишь двенадцати недель. После этого, они, оставаясь внешне схожими с детёнышами динозавров, просто останавливаются в дальнейшем анатомическом развитии.

«Изменив биологию развития, природы произвела на свет новые существа, — говорит соавтор Архат Абжанов из Гарвардского университета (США). — И эти новые существа оказались самой успешной группой наземных позвоночных планеты — сегодня в неё входит около десяти тысяч видов».

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Подготовлено по материалам Техасского университета в Остине.