Вокруг конкурса на развитие Музея Булгакова разгорается скандал. На этой неделе жюри выберет одну из четырех концепций, которая изменит облик дома №10 на Большой Садовой.
Беспокойство у специалистов и поклонников вызывает судьба знаменитой «нехорошей квартиры», описанной Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». С 2007 года здесь открыт единственный в России мемориальный музей писателя. Этажом ниже находится частный культурный центр «Булгаковский дом», руководство которого предлагает объединить оба учреждения в современный музейный комплекс. Превратится ли «нехорошая квартира» в литературный Диснейленд, выясняла корреспондент «Вестей ФМ» Анна Щербинина.
Булгаковеды шутят, что хороша история с «нехорошей квартирой» только тем, что развернулась в подлинно булгаковских реалиях. В доме номер 10 на Большой Садовой, где писатель и его супруга ютились в коммуналке в голодные 20-е, два музея пытаются поделить его наследие, в то время как департамент культуры Москвы пытается оба учреждения реформировать. Для этого 15 июня был объявлен открытый конкурс. В финал вышли 4 концепции: 3 из них, за исключением проекта итальянской студии, представляют совершенно противоположные интересы Музея Булгакова, его попечительского совета и культурного центра «Булгаковский дом». Масла в огонь добавляет то, что победителю обещано кресло директора обновленного музея. Глава «Булгаковского дома» Николай Голубев уже строит планы по превращению «нехорошей квартиры» в часть своего досугового центра.
«Музей должен спровоцировать посетителя заниматься творчеством. Тогда он станет источником культуры, а не местом для хранения и не местом показа. Когда музей сам начнет создавать культурные события, это значит, музей успешен», — считает Голубев.
Слоганы «Булгаковского дома» — «На весь день с семьей в музей!» и «Пришел с пивом — ушел с книжкой» — предполагают активное привлечение молодой аудитории за счет интерактива, театральных технологий и игр с героями «Мастера и Маргариты». Противники идеи Голубева объединить мемориальную квартиру и культурный центр настаивают на том, что развлечения не должны заслонять литературную историю этого места. Представительница другого лагеря реформаторов — куратор выставочных проектов Музея Булгакова Александра Селиванова — предлагает создать музей в жанре infotainment, то есть развлекать через просвещение. Знакомство с жизнью Булгакова через предметы обихода и рукописи может быть не менее увлекательным, чем игра в мистику, считает Селиванова.
«Это пространство объединяет в себе и мемориальные черты, связанные с его судьбой, его биографией, это и невероятно насыщенное литературное место, которое связано не только с романом “Мастер и Маргарита”, но и с “Театральным романом”, с “Зойкиной квартирой”, множеством его фельетонов. И очень хочется выявить эту амбивалентность и этот творческий импульс — с другой», — поясняет Селиванова.
Объединяться с соседями Селиванова не хочет. Считает, что в одном доме вполне могут ужиться разные подходы, разные посетители и разное руководство. За сохранение самостоятельности мемориальной квартиры выступает еще один финалист конкурса — булгаковед с мировым именем Мариэтта Чудакова. Именно она основала Музей Булгакова вместе со своей сестрой Инной Мишиной и 15 лет отстаивала его. Однако свою концепцию развития Чудакова предпочитает держать в тайне до оглашения результатов конкурса. Ждать осталось недолго — 14 сентября члены жюри должны вынести свое решение.