» » Темная энергия, ошибочный рекорд жары и мокрые «пятна» на Марсе

Темная энергия, ошибочный рекорд жары и мокрые «пятна» на Марсе

МОСКВА, 14 сен — РИА Новости. Наиболее интересные научные новости нынешней недели были связаны с космосом.

Главным событием стало то, что благодаря работам астрофизиков о существовании темной энергии — загадочной субстанции, ответственной, как считается, за все ускоряющееся расширение границ Вселенной, — теперь можно говорить практически наверняка. Кроме того, стало известно, что поверхность Марса покрыта пятнами воды и засыпается снегопадами из сухого углекислого газа, а звезда в 20 тысячах световых годах от нас обладает самым большим из известных светил магнитным полем. Что же касается земных рекордов, то отныне титул наиболее жаркого места в истории наблюдений носит Долина смерти в Калифорнии.

Ясность с темной энергией

Темная энергия есть — этот факт, по мнению европейских ученых, имеет почти стопроцентную вероятность. Такой вывод сделала германо-британская команда астрофизиков, изучая реликтовое излучение — «эхо» Большого взрыва.

Поскольку темную энергию невозможно обнаружить напрямую при помощи современных астрофизических приборов, ученые пытаются «поймать» ее по косвенным признакам. Авторы исследования сопоставили колебания в реликтовом излучении с распределением материи на карте галактик в окружающей нас Вселенной.

Как объясняют ученые, микроволновое фоновое излучение Вселенной, представляющее собой отголосок Большого Взрыва, неоднородно по своей природе. В нем существуют области с различной «температурой» — частотой и другими параметрами излучения. Такие области могут возникать в результате гравитационного взаимодействия фотонов реликтового излучения с большими скоплениями темной энергии в далеких галактиках.

По словам астрофизиков, фотоны реликтового излучения разгоняются, когда они попадают в поле действия гравитаций крупных галактик и их скоплений. В случае, если бы темная энергия не существовала, частицы света теряли бы при выходе из галактики столько же энергии, сколько они получили при входе в нее, чего, однако, не происходит. За время пролета фотонов темная энергия расширит пространство, в результате чего фотон вылетит из галактики с «лишней» энергией.

Руководствуясь этой идеей, авторы работы попытались найти следы этого эффекта, сопоставляя карту галактик в обозримом космосе с колебаниями в реликтовом излучении. Выяснилось, что флуктуации в «эхе» Большого взрыва на 99,996% совпадают с распределением материи в далеких от нас уголках Вселенной. Иными словами, исследователям удалось доказать, что темная энергия существует, с практически 100% вероятностью.

По их мнению, полученные результаты также указывают на возможные исправления в общей теории относительности Эйнштейна. Дальнейшие исследования реликтового излучения и обзоры галактик или подтвердят ее, или потребуют совершенно нового понимания того, как «работает» гравитация.

Мокрые пятна на Марсе

Анализ данных с российского прибора ДАН («Динамическое альбедо нейтронов») на борту марсохода Curiosity показывает, что в грунте в районе посадки ровера в кратере Гейла находится от 3% до 5% воды, при этом вода распределена «пятнами», что очень удивляет ученых.

ДАН облучает поверхность планеты нейтронами высоких энергий, детектор по свойству потока вторичных нейтронов определяет содержание водорода, а значит, воды. Прежние данные, полученные после включения прибора в конце августа, показали, что в верхнем слое грунта в районе находится около 1,5% воды.

«Мы определенно видим… значительную переменность содержания воды от места к месту: когда марсоход переезжает из точки в точку на расстояние порядка метров, несколько десятков метров, мы видим существенные изменения», — сказал в интервью РИА Новости завлабораторией космической гамма-спектроскопии Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов, под руководством которого создавался прибор.

Согласно оценкам, содержание воды в исследованных местах меняется от 1-3% и не превышает 5%, добавил один из разработчиков прибора Максим Литвак.

Митрофанов отметил, что результаты ДАНа показывают, что кратер Гейла оказался значительно более «влажным» местом, чем самое сухое место на Марсе — плато Солнца (Solis planum). Там, по данным нейтронного прибора ХЕНД на зонде «Марс-Одиссей», в грунте содержится около 1% воды.

Однако, отметил ученый, колебания содержания влаги в районе кратера Гейла «вызывают удивление». По его словам, можно рассчитывать на то, что «в каких-то особо интересных районах содержание воды будет гораздо более высоким».

«Я очень удивлюсь, если в будущем мы не получим более высоких значений концентрации воды», — добавил он.

… и углекислый снегопад на нем

На Марсе не только есть вода, но и снегопады, правда, из замерзшей углекислоты — это доказали американские ученые с помощью данных, собранных орбитальным зондом MRO.

Группа специалистов Калифорнийского технологического института изучали обнаруженные ранее так называемые «холодные пятна» на Марсе — области с аномально низкой яркостью в инфракрасном диапазоне.

Присутствие на марсианских полюсах углекислотного льда было установлено десятилетия назад. Теперь данные с прибора Mars Climate Sounder на борту MRO показали, что над холодными пятнами присутствуют облака из углекислоты, а на поверхности планеты в этих районах лежит иней.

Авторы работы полагают, что облака и поверхностные отложения играют значимую роль в понижении инфракрасной яркости, и гранулярные поверхностные отложения, вероятнее всего, возникли в результате снегопадов.

Звезда-"супергигант"

Крупная звезда с самым сильным магнитным полем среди всех известных светил обитает в созвездии Персея, выяснили астрономы из Королевского военного колледжа Канады в Кингстоне.

Ученые изучали звезды в рассеянном скоплении NGC 1624, расположенном в созвездии Персея на расстоянии в 20 тысяч световых лет от Земли, при помощи телескопов HETI в американской обсерватории Макдональда в городе Остин и французско-канадского телескопа CFHT на вершине горы Мауна-Кеа на Гавайях.

Внимание астрономов привлекла относительно молодая звезда NGC 1624-2, представляющая собой голубой гигант, масса которого в 35 раз превышала солнечную.

К удивлению ученых, сила магнитного поля этого объекта превысила все возможные ожидания. По их расчетам, магнитное поле NGC 1624-2 сильнее солнечного в 20 тысяч раз, а пределы магнитосферы светила простираются на 11 его радиусов. Благодаря этому звезда обладает «роскошной» мантией из частиц солнечного ветра, захваченных его магнитным полем.

С другой стороны, скорость вращения светила оказалась крайне низкой. Как утверждают астрофизики, звезда тратит до 160 дней на совершение одного оборота вокруг своей оси. Для сравнения, Солнце совершает один оборот всего за 25 дней. Авторы работы полагают, что это происходит из-за того, что NGC 1624-2 приходится «волочить» за собой ее солнечный ветер, «прилипший» к линиям магнитного поля.

Ошибочный рекорд жары

Эксперты Всемирной метеорологической организации (ВМО) официально признали недействительным установленный 90 лет назад в Ливии рекорд самой высокой температуры воздуха в мире — 58 градусов Цельсия. По заключению ученых, рекордная температура была измерена с ошибкой.

Как считалось до сих пор, исторический максимум температуры приземного воздуха был зафиксирован ровно 90 лет назад, 13 сентября 1922 года в ливийском городке Эль-Азизия в 40 километрах к югу от Триполи. Измеренное тогда значение стало самой высокой температурой с начала регулярных измерений в 1880 году и до настоящего времени.

Данные, полученные итальянской метеостанцией, были признаны во всем мире как рекорд температуры. Однако в 1950-х годах некоторые ученые после изучения архивных записей, метеорологических приборов и климатических особенностей «полюса жары» высказывали сомнение в его истинности. Некоторые, в частности, полагали, что настоящее значение температуры в Аль-Азизии составляло около 56 градусов.

Результаты исследования специалистами ВМО, проведенного в опасных условиях в ходе ливийской революции 2011 года, показали, что ошибка в измерении составила около 7 градусов. Оценочный комитет ВМО пришел к заключению, что в 1922 году наблюдения проводил неопытный наблюдатель, не обученный работе с прибором, «показания которого могли быть легко неправильно истолкованы и неправильно занесены в журнал наблюдений».

Теперь официальным рекордом самой высокой приземной температуры стало значение 56,7 градуса, которое было зарегистрировано 10 июля 1913 года в Гринлэнд-Рэнче (Долина смерти) в Калифорнии (США).

Значение абсолютного максимума земной жары имеет такое же важное значение для метеорологов, как и гора Эверест для географов, отметила ВМО.