С точки зрения тактики Гран При Бельгии оказался одной из самых интересных гонок сезона: достаточно сказать, что пилоты, занявшие четыре первых места, использовали четыре разные тактические схемы. Британский эксперт Джеймс Аллен подготовил свой традиционный анализ тактики, базируясь на информации, полученной от команд Формулы 1…
Джеймс Аллен: «Тренировки в основном проходили на сырой трассе, поэтому никто не смог разобраться с поведением шин, и в воскресенье гонщикам и стратегам команд пришлось решать задачу со многими неизвестными. Сколько продержится мягкая резина? Насколько Medium медленнее, чем Soft?
После квалификации, когда большинство участников финальной сессии проехали по шесть кругов, стало ясно, что мягкие передние шины подвержены пузырению даже при малом количестве топлива в баках. Это означало, что некоторым гонщикам, в том числе обоим пилотам Red Bull, предстояло провести пит-стопы вскоре после старта, чтобы избавиться от комплекта резины, изношенной в ходе квалификации. Исход Гран При зависел от того, как они справятся с этой задачей, и как выстроят дальнейшую тактику: проанализируем события, происходившие на трассе…
Феттель: Оправданный риск
Себастьян Феттель, стартовав с поула, ненадолго уступил лидерство Нико Росбергу, но затем отыгрался. Решение провести пит-стоп на 5-м круге оказалось удачным. Решиться на ранний пит-стоп в ситуации, когда лидируешь и наращиваешь отрыв, всегда трудно, но ресурс шин уже был на исходе (Себастьян проехал на них шесть кругов в квалификации и пять – в гонке).
После пит-стопа он вернулся на трассу 7-м, всего в 10 секундах позади лидера, и при этом на его машине уже стояла свежая резина, тогда как соперники до сих пор были на тех же шинах, что использовались в субботу. И победа досталась Себастьяну, в том числе, за счет скорости, которую он продемонстрировал на следующих семи кругах.
Фактически благодаря этому, когда на трассе появился автомобиль безопасности, Феттель без проблем провел второй пит-стоп: его отрыв уже был настолько значителен, что он потерял лишь одну позицию, пропустив вперед Фернандо Алонсо. После чего контролировал ситуацию, поделив оставшиеся 20 кругов на два равных отрезка, которые проехал сначала на Soft, а затем на Medium.
К тому моменту, когда на 30-м круге Себастьян перешел на более жесткие шины, у команды уже было достаточно информации об их поведении, поскольку Марк Уэббер проехал на них значительную часть дистанции. Так что тактика Феттеля изначально была сопряжена с определенным риском, связанным с ранним пит-стопом, к тому же, он эффективно использовал ситуацию, когда на трассе появился автомобиль безопасности, после чего оставалось довести гонку до конца, следя за состоянием резины.
В Ferrari допустили ошибку?
Ferrari не стала приглашать Фернадо Алонсо в боксы, когда выехал сейфти-кар. Ошибка ли это?
Нет. Алонсо на протяжение большей части дистанции ехал рядом с Феттелем, но финишировал только четвертым. Многие предположили, что команда промахнулась с выбором тактики, но это не так. Решение оставаться на трассе, когда появился автомобиль безопасности, было правильным, потому что испанец остался впереди гонщиков Red Bull, что давало шансы на победу. Хотя он поменял резину на 5 кругов раньше, чем Феттель, в его ситуации стоило оставаться на трассе, и вот почему. Во-первых, шины на Ferrari изнашивались не так уж быстро, а, во-вторых, если бы Фернандо поехал в боксы, он бы пропустил вперед Уэббера.
На машине Марка в это время стоял комплект Medium, и после рестарта он был медленнее Алонсо: следовательно, если бы Фернандо оказался позади Уэббера, к моменту заключительного пит-стопа он бы еще больше отстал от Феттеля.
Единственное, что в Ferrari могли бы сделать по-другому, так это сократить число кругов, которые Алонсо проехал на более жестких шинах: возможно, тогда Дженсону Баттону было бы сложнее его догнать. Однако в Скудерии пытались провести на один пит-стоп меньше, чем Феттель, и, когда на 21-м круге Алонсо перешел на Medium, это было связано с тем, что комплект мягких шин уже был изношен. В этом сезоне у команд нет особой свободы маневра в выборе момента для пит-стопа: у резины Pirelli такие свойства, что она просто напросто начинает разрушаться.
Поставив Medium, Алонсо проходил круги довольно стабильно, так что можно спорить, проиграл ли он Баттону именно из-за того, что слишком долго ехал на жесткой резине. Впрочем, скорее всего, он все равно бы проиграл британцу. И в любом случае пропустил бы вперед Марка Уэббера, вне зависимости от решения, принятого стратегами Скудерии после появления сейфти-кара.
Хорошая тактика и шины Medium
Перед началом гонки все говорили о проблеме пузырения мягких шин: резина Soft могла просто не выдержать много кругов после старта, когда машины тяжелые из-за полных баков. Марк Уэббер предчувствовал, что на Soft он не будет достаточно быстрым и поэтому предпочел в основном ехать на Meduim, что сказалось на скорости, но зато позволило занять второе место.
Похоже, многие команды считали, что главное – избавиться от первого комплекта мягких шин, изношенных в квалификации, и тогда они смогут преодолеть проблему пузырения. Информации о поведении этой резины в Спа у них было мало, хотя в целом ее работу они уже изучили очень хорошо. Также команды в основном с неохотой использовали Medium, поскольку полагали, что она медленнее Soft на 1,5 секунды.
Те, кто не попал в первую десятку, в квалификации не успели поездить на сликах, поэтому вообще не представляли, в какой мере шины будут пузыриться. И тут важно отметить, что пузырение не так уж сильно сказывается на времени прохождения кругов, в отличие от собственно износа. Но возникает проблема вибрации, а кроме того, если атаковать слишком активно, шина может просто разрушиться.
Михаэль Шумахер и Дженсон Баттон избрали одинаковую тактику трех пит-стопов: короткий первый отрезок на более медленной Medium, ранний пит-стоп, после чего оставшаяся часть дистанции была разделена на три спринтерских отрезка на Soft. Оба стартовали из глубины пелетона – Шумахер с 24-й позиции после аварии в квалификации, а Баттон – с 13-й, что стало результатом неверного решения, принятого во время второй квалификационной сессии: он оставался в боксах в тот момент, когда трасса позволяла улучшить результат.
Оба пробились сквозь пелетон, блестяще используя и тактику, и возможности своих машин. Баттон финишировал 3-м, Шумахер – 5-м, опередив напарника, Нико Росберга, стартовавшего с 5-й позиции. Оба провели заключительные пит-стопы в районе 30-31-го круга, и к этому моменту Шумахер был уже в пяти секундах позади Росберга. Но самое главное в том, что Михаэль финальный отрезок проехал на свежем комплекте Soft, тогда как на машине Нико стояла более медленная Medium.
Это было бы невозможно, если бы не автомобиль безопасности, выехавший на 13-м круге, ведь в этой фазе гонки Шумахер отставал от лидера на 20 секунд, а Баттон – на 21 секунду. Благодаря сейфти-кару это отставание было ликвидировано, и появилась возможность отыграться, тем более что трасса это позволяет. В Спа в принципе возможны обгоны, но за счет использования системы DRS, скорости машины и свежего комплекта Soft обгонять на прямой Kemmel было особенно легко. Все это в полной мере использовали Баттон и Шумахер.
Прорыв Баттона с 13-го места был особенно впечатляющим. Он обогнал Переса, Петрова, Сутила, Массу и Росберга, а потом догнал лидеров и поднялся на подиум.
Но 3-е место стало для него лишь утешительным призом: Дженсон полагал, что машина позволяла бороться за поул-позицию и победу, но ошибка с выбором тактики в квалификации дорого ему стоила. Кроме того, у Феттеля оказалось на одного потенциального соперника меньше. В этой гонке Баттон действительно мог побороться с Феттелем, если бы стартовал поближе к нему, поскольку в воскресенье очень много зависело от тактики».
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com