Накануне двенадцатого Гран При сезона британский аналитик Джеймс Аллен комментирует особенности трассы в Спа и факторы, способные повлиять на результат в этот уик-энд…
Джеймс Аллен: «В прошлом году у шинников были проблемы в Спа – на машинах Red Bull Racing и других команд возникло пузырение, но в Pirelli скорректировали конструкцию шин и привезут в Бельгию составы Hard и Medium, позволяющие гонщикам атаковать на пределе.
На сегодняшних машинах с большой прижимной силой и DRS большую часть круга в Спа можно проезжать с полностью нажатой педалью газа, а система DRS используется на более, чем 60% протяженности круга – только в Монце это значение выше. В Спа DRS позволяет отыграть 1.2 секунды на круге, а если на машине установлен DRS-воздуховод, это может обеспечить существенное преимущество в квалификации. При этом в связке поворотов Eau Rouge использовать DRS запрещено.
Особенности трассы
Спа. 44 круга по 7004 метров = 308.052 км. 19 поворотов. Средняя скорость – 238 км/ч. Трасса проложена по бывшим дорогам общего пользования. Аэродинамика настраивается на средний уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 322 км/ч с системой DRS и 312 км/ч без неё.
С полностью нажатой педалью газа проходится 70% дистанции (высокое значение). На дистанцию гонки требуется 144 кг топлива (высокое значение). Потребление топлива – 3.2 кг на круге (высокое значение).
Дистанция на торможении: 14% круга. Восемь зон торможения, уровень износа тормозов – низкий. Потеря времени на пит-стопе – 18 секунд (среднее значение). Время проведения пит-стопа – 21 секунда. Дополнительные 10 кг топлива приводят к потере 0.38 секунды на круге (высокое значение).
Спа – одна из легендарных трасс чемпионата, она принимает Гран При с 1950 года и любима гонщиками. Здесь самый продолжительный круг в календаре – больше семи километров, велика нагрузка на двигатель, которому приходится работать на максимальных оборотах 70% дистанции круга, а на отрезке от шпильки La Source до зоны торможения в Les Combes – 23.5 секунды подряд. Команды учитывают этот фактор при распределении восьми двигателей по ходу сезона, и мотор, который проедет в Спа, не поставят в Монце, где требования к моторам тоже очень высоки.
Квалификация не оказывает существенного влияния на результат, за последние одиннадцать лет лишь трижды в Спа побеждал гонщик, стартовавший с поула. На бельгийской трассе нет проблем с обгонами, а система DRS облегчает их ещё больше.
Кроме длинных прямых, в Спа много поворотов с высокими боковыми перегрузками, как в Сильверстоуне, которые увеличивают износ резины. В прошлом году компания Pirelli привозила составы Medium и Soft, у Red Bull и других команд возникли проблемы с пузырением, поэтому шинники изменили конструкцию шин и привезут более жесткие составы Hard и Medium.
Расстановка сил
Гран При Бельгии – двенадцатый этап чемпионата мира, он пройдёт после летнего перерыва, во время которого команды закрыли базы на две недели и в этот период не имели права работать с машинами. Это не значит, что мы не увидим новинок – многие разрабатывали решения к гонке в Спа до закрытия баз. По своим характеристикам скоростная бельгийская трасса лучше подходит машинам Red Bull Racing, Lotus и Williams.
В прошлом году Себастьян Феттель выиграл бельгийскую гонку, Кими Райкконен четыре раза побеждал в Спа, оба этих гонщика – фавориты предстоящего Гран При. Льюис Хэмилтон и Фелипе Масса тоже побеждали в Спа, а наибольшее число побед – шесть – у Михаэля Шумахера, который в этот уик-энд отпразднует 300-й Гран При. Фернандо Алонсо не побеждал в Спа.
Прогноз погоды
Погода в Спа непредсказуема, при столь протяженном круге на одном участке может лить дождь, а остальные останутся сухими. Столь же переменчива и температура – сегодня она может превышать +30, а завтра снизиться до +15. На этот раз прогноз обещает около +20 градусов днём и 30% риск дождя в воскресенье.
Шины и другие факторы
В Pirelli выбрали для Спа составы Hard (белая маркировка) и Medium (серебристая маркировка) – подобное сочетание в этом году использовалось в Малайзии.
В 2011-м использовались Medium и Soft, в этом году все составы стали мягче, так что разница невелика, но есть несколько факторов, отличающих поведение шин в Спа.
У состава Medium более низкий диапазон рабочих температур, его легко прогреть при прохладной погоде, поэтому он станет базовым для квалификации и гонки. Прогреть шины Hard гораздо сложнее, но они позволят проехать большую дистанцию, и при подходящей погоде стратегия может измениться на противоположную – в этом случае команды выберут более продолжительные отрезки на Hard. В прошлом году из-за пузырения шин команды старались минимизировать дистанцию, пройденную на более жесткой резине, что привело к большому числу пит-стопов.
Число и вероятное время проведения пит-стопов
Пит-стоп в Спа, в среднем, длится 21 секунду. На трассе длинная пит-лейн с медленным выездом, но в это время соперникам приходится преодолевать медленную шпильку, поэтому потеря времени во время обслуживания машины не так велика, как могла быть.
В прошлом году, из-за пузырения шин, четверо лучших гонщиков использовали разную стратегию – с двумя и тремя пит-стопами при различных сочетаниях составов. Победитель проехал дистанцию с тремя пит-стопами, в этом году командам предстоит определить оптимальный вариант, выбирая между двумя и тремя остановками.
Вероятность выезда автомобиля безопасности
По статистике, вероятность выезда автомобиля безопасности в Спа весьма велика – 80%, в среднем – 1.4 раза за гонку. Одна из причин – дождь, другая – аварии на высоких скоростях, после которых остаётся множество обломков. В прошлом году автомобиль безопасности выезжал на трассу во время Гран При Бельгии.
Как стартовали гонщики
Стартовый отрезок имеет ключевое значение для реализации стратегии гонки. Выигрыш позиций увеличивает свободу действий команды, а в случае их потери число вариантов сокращается и гонщикам приходится использовать более агрессивный подход, чтобы отыграться. В Венгрии только трое гонщиков закончили первый круг на той же позиции, с которой стартовали.
Если говорить о статистике стартов, то лучший показатель по отыгранным позициям у Фелипе Массы…
С начала сезона гонщики отыграли или проиграли на старте
+ 25
Масса ******
+ 23
Глок
+ 19
Перес ***
+ 18
Алонсо, Ковалайнен
+ 15
Сенна * ******
+ 14
Вернь
+ 13
Пик
+ 11
Райкконен
+ 10
Картикеян
+7
Кобаяши ****
+ 5
Шумахер ** *******
+ 4
Хэмилтон, Мальдонадо ****
+ 3
ди Реста *****, де ла Роса ****, Петров *****
+ 2
Баттон
=
Феттель, Уэббер
— 1
Росберг, Хюлкенберг
— 3
Грожан ** **** ******
— 15
Риккардо *
* в Австралии гонщики стали участниками инцидента на первом круге
** в Малайзии Шумахер и Грожан столкнулись на первом круге, а Сенна и Перес отправились в боксы за дождевой резиной.
*** в Испании после прокола на первом круге Перес оказался в хвосте пелотона
**** в Монако гонщики стали участниками инцидента на первом круге
***** в Сильверстоуне Петров не стартовал, а ди Реста выбыл после инцидента на первом круге
****** в Германии Масса, Сенна и Грожан после инцидентов на первом круге откатились в хвост пелотона
******* в Венгрии Шумахер потерял шесть позиций, свернув в боксы на первом круге
Чемпионат по работе в боксах
Верная тактика – это важно, как важна и оперативная работа механиков при смене колес, и мы видели, как многим командам удаётся обслужить машину меньше, чем за 2.5 секунды.
В таблице указаны лучшие результаты проведения пит-стопов в Венгрии(в скобках – позиция в этом рейтинге в Хоккенхайме).
Команда
Время проведения пит-стопа
1. Red Bull
18.964.31 сек (2)
2. McLaren
19.059.76 сек (1)
3. Ferrari
19.365 сек (3)
4. Toro Rosso
19.600 сек (8)
5. Williams
19.755.30 сек (9)
6. Lotus
19.772 сек (4)
7. Sauber
20.065.37 сек (10)
8. Mercedes
20.352 сек (6)
9. Force India
20.352 сек (7)
10. Marussia
20.352 сек (5)
11. Caterham
20.515 сек (11)
12. HRT
21.259 сек (12)
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com